
Родители должны научиться регулировать степень психологической нагрузки на ребёнка.
В период адаптации ученика при переходе в среднее звено школы советуем:
- Не ослаблять контроль со стороны родителей за своим ребёнком. Быть в курсе всех проблем и разногласий, выслушивать ребёнка, не отмахиваться от его переживаний. Душевные травмы этого периода оставляют следы на долгое время.
- Советуйтесь с новым классным руководителем, психологом школы.
- Определитесь с едиными требованиями в семье.
- Избегайте не педагогических мер воздействия на ребёнка.
- Очень важно верить в возможности ребёнка, и он должен это от вас слышать. Негативная оценка его деятельности плохо сказывается на психическом развитии. Теряется побуждение к делу, исчезает уверенность в себе. Это блокирует развитие пятиклассника и формирует комплекс неполноценности. Невротическое развитие ребёнка начинается с переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых.
- Также не советуем чрезмерно опекать своих пятиклассников.
- Лучше всего не сравнивать ребёнка с кем-то другим. Не противопоставляйте его никому. Это травмирует и формирует зависть, эгоизм, негатив. Стремитесь создать благоприятную атмосферу доверия, как норму. Тогда ребёнок будет нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки.
Мы говорим… | Ребенок слышит… | Следует сказать… |
---|---|---|
Осторожно – упадешь!Не трогай собаку – укусит! | Мир опасен, лучше вообще ничего не делать. | Позаботься о себе, береги себя. Будь внимательным! |
Давай быстрее! Поторопись! Замолчи! Стой! Отвечай! | Ты не важен. Тебе придется поступиться своими желаниями ради моих. | У меня 10 минут. Сколько нужно времени тебе? (Попробуйте договориться) |
Не хнычь. Не ори. Не смейся. Не плачь. | Не выражай своих эмоций. | Ты, наверное, устал. Ты чего-то испугался. (Постарайтесь понять чувства ребенка). |
Ну сколько можно повторять (объяснять)! | Ты глупый, ты неудачник. | Ты справишься, попробуй еще раз. Я могу помочь, если хочешь. |
Мальчики не должны бояться (плакать). Девочка должна быть послушной. | Мужчина не имеет права на чувства. Женщина – всегда жертва. | Ты расстроился. Ты рассердилась. Ты имеешь право это переживать. |
Как тебе не стыдно! | Ты плохой, с тобой что-то не в порядке. | Все мы ошибаемся. Ошибка – это шаг вперед, к умению и знанию. |
Посмотри, как хорошо он/она делает, а ты? | Ты хуже других. | Я люблю тебя таким, какой ты есть. |