По следам Ильи Муромца

На весенних каникулах паломники «Эллады» побывали в городе Муроме.

Сразу же по окончании учебной четверти по благословению духовника гимназии протоиерея Константина (Харитошкина) гимназисты «Эллады» вместе со своими родителями и педагогами отправились в трехдневную паломническую поездку в город Муром. Выехали из столицы поздней ночью – кто на автомобиле, кто на поезде, чтобы встретить рассвет у стен  главной Муромской святыни – Спасо-Преображенского монастыря.

Первый день пребывания в Муроме был посвящен знакомству с историей и достопримечательностями древнего города. Ребята гуляли по живописной набережной реки Оки, отдыхая от учебы, играли в снежки на смотровой площадке Окского парка, фотографировались у памятника былинному герою Илье Муромцу. Потом в монастырских трапезных, попробовав знаменитый муромский калач, узнали о происхождении фразеологизмов «дойти до ручки» и «тёртый калач». И наконецв конце пешей прогулки отправились в Свято-Троицкий женский монастырь поклониться мощам Петра и Февронии Муромских – святых покровителей семьи и брака.

Завершилась экскурсионная программа знакомством со святынями древнейшей обители  земли русской – Спасо-Преображенского монастыря, о котором упоминается в «Повести временных лет» еще в 1096 году. Следует отметить, что часть экскурсии по монастырю провел гимназист 5А класса Иван Долотцев. Он часто бывает в этих местах – здесь  служит духовник его семьи отец Серапион. Ваня познакомил нас с главными монастырскими соборами, звонницей и часовней-костницей Святого Георгия Победоносца. Вечер паломники «Эллады» посвятили службе в Спасо-Преображенском соборе (XVI века), где получили возможность исповедаться и совершить таинство елеопомазания.

А ранним утром следующего дня гимназисты родители и педагоги смогли причаститься в главном монастырском храме и, по окончании воскресной Литургии, с душевной легкостью отправиться на родину былинного богатыря Ильи Муромца в село Карачарово, набрать святой воды из целебного источника и познакомиться с житием Иулиании Лазаревской – одной из самых почитаемых местных святых.

Вторая половина дня была наполнена делами мирскими. Ребята совершили увлекательное «Путешествие в Древний Муром» в выставочном центре краеведческого музея, а потом посетили «Хлебную горницу», где узнали об истории Бородинского хлеба и самостоятельно расписали муромский пряник.

Ниже мы публикуем отзывы участников поездки:

Мне очень понравилось делать печеньки, их разукрашивать и разгадывать кроссворд про древний Муром. А еще мы узнали, как жители защищали свой город.

Мария Нагайцева, 1а

Я узнал, что монастырь в Муроме – самый древний в России. Мне понравились экскурсии и то, что мы все время были чем-то интересным заняты.

Артем Дювенжи, 2а

Я узнала много нового о жизни Святых: Иулиании Лазаревской, Илье Муромце. И очень понравилась экскурсия в «Хлебную горницу».

Дарья Ларина, 4б

Мне запомнился памятник Илье Муромцу и монастырский храм.  Мне понравилось, как мы хорошо и дружно играли. И вообще самым интересным было общение с новыми людьми.

Кирилл Девятов, 4б

Я первый раз в паломнической поездке и довольна всем! У нас был  замечательный экскурсовод – я  многое нового узнала. Но больше всего мне понравилось ощущение покоя и умиротворения и красоты. Как только мы вошли на территорию монастыря, это  ощущение появилось – и оно не покидает до сих пор.

И.В.Дювенжи,

учитель начальных классов, мама гимназиста

Мы ездили в Муром. В этой поездке мне очень понравилось печь печенье. Многие пекли и сердечко и  солдатика-богатыря, а я вместо солдатика выпекла девочку. Еще мне запомнился квест по древнему Мурому. Вообще все экскурсии были очень интересные.

София Нагайцева, 5а

Мне больше всего понравилось гулять по Мурому и расписывать пряники. Это было очень интересно. Муром красивый город! Очень интересной стала история Бородинского хлеба. А храм в Свято-Троицком женском монастыре – один из самых красивых, которые я видела! Мне также запомнились игры, в которые мы играли.

Вероника Бордюг, 5а

Больше всего мне запомнилась икона Николая Чудотворца в музее, и для себя я узнала много нового. Например, о Маргарите Нарышкиной-Тучковой и о Святой Иулиании. Мне очень понравилось расписывать пряники в «Хлебной горнице».

Анастасия Нагайцева, 5а

Меня поразила часовня-костница. Это заставляет задуматься о жизни…

Алексей Гасман, 5а

Меня удивили в поездке несколько моментов:

Во-первых, памятник Илье Муромцу. Он выглядит очень величественно и патриотично. Хоть мы и знали жизнеописание этого былинного героя, но хотелось слушать и слушать, узнавая новое.

Во-вторых, мне понравились храмы. Здесь очень красивые древние соборы! Купала золотые очень хороши, особенно утром, когда светит солнце – словом, настоящие произведения искусства.

В-третьих, здесь очень почитают Петра и Февронию. Есть памятники святым. А в каждом соборе их иконы. В нашей семье тоже очень почитают Петра и Февронию. Вообще сам Троицкий монастырь удивил. Он необычный, двухэтажный. Я впервые такой видел. И это поразило.

Иван Девятов, 5А

Вчера вечером, когда мы собрались после службы, я читала стихотворение Юнны Мориц, где есть замечательные слова:

Дай нам нежностью страдать, –

Человекость мы Господня!

Я считаю, что наши паломнические поездки существуют для того, чтобы мы научились «страдать нежностью». Это все происходит для того, чтобы наша душа размякла, открылась и могла потом дарить ту благодать, которую мы здесь получили, чтобы мы могли этой благодатью делиться!

Л.В.Кошута,

помощник руководителя

православного направления гимназии

Поездка в Муром была замечательной! Благодаря широкой эрудиции нашего экскурсовода мы полностью окунулись в историю нашей Родины времен Ильи Муромца, Петра и Февронии, Иулиании Лазаревской. Живя при монастыре и посещая Богослужения, мы глубоко ощутили дух того времени, строгий молитвенный настрой и торжественность Таинства!

Детям очень понравилось посещение краеведческого музея, где они не только слушали историю города, но и сами участвовали в игре-квесте. После мы побывали в «Хлебной горнице», где нам рассказали секрет выпекания Бородинского хлеба, его историю, ну а затем предложили попробовать самим украсить пряники и отведать свежеиспеченные ароматные кексы. Вернулись мы в Москву уставшие, но очень довольные!!»