Петербургские каникулы

На осенних каникулах старшеклассники гимназии «Эллада» вместе со своими учителями и классными руководителями И.А.Савченко, В.В.Хардиным, Е.А.Половинкиной и А.Г.Петровой отправились в интегративную образовательную экспедицию в город Санкт-Петербург.

Следует отметить, что для большинства гимназистов это уже не первая поездка в северную столицу, а потому экскурсионный маршрут был выстроен с учетом того, что ребята уже знакомы с историей города и основными памятниками культуры. А потому главный акцент был сделан на литературно-художественное восприятие истории Санкт-Петербурга и формирование метапредметных компетенций учащихся.

По приезде на Московский вокзал гимназисты окунулись в XVIII век – их ждал обзорный тур по городу Елизаветинской и Екатерининской эпох. Кульминацией путешествия стало посещение «Эрмитажа» и знакомство с полотнами великих художников, о которых так много говорилось на уроках искусства и МХК.

Второй день экспедиции был всецело посвящен рубежу XVIII-XIX веков: о смене рококо и барокко на стиль классицизма в искусстве учащимся рассказали в Екатерининском дворце во время путешествия в Царское Село. Нельзя не согласиться, что самые яркие впечатления у ребят оставила экскурсия в знаменитый Царскосельский Лицей, в ходе которой гимназисты смогли воочию увидеть кабинеты, где проходили уроки, библиотеку, где выполнялись домашние задания, скромные и даже аскетичные комнаты, где проживали лицеисты – словом, почувствовать атмосферу пушкинского лицея, блестяще воссозданную сотрудниками музея и экскурсоводами.

«Пушкинский Петербург» — так звучала темя третьего дня путешествия. Дома, где жил поэт, улицы и каналы, излюбленные маршруты пушкинских прогулок, наконец, место дуэли на Черной речке и Музей-квартира Пушкина на Набережной Мойки, 12, где поэт прожил последний год – вот далеко не полный список памятных мест, увиденных гимназистами. Все это завершило формирование у старшеклассников цельной картины восприятия жизни и творчества великого поэта сквозь призму культуры Санкт-Петербурга.

А четвертый день интегративной экспедиции был посвящен уже искусству второй половины XIX века, когда на смену сияющему и праздничному городу приходит мрачный, болезненный Петербург Достоевского. Собравшись ранним утром на Сенной площади, гимназисты отправились по следам героев романов великого гуманиста: побывали у дома Епанчиных, где начинается действие романа «Идиот»; отсчитав 730 шагов, прошли путь от каморки Раскольникова до дома старухи-процентщицы и даже зашли в знаменитый подъезд, а также увидели дом, где квартировались Мармеладовы, и здание следственной части, в котором работал Порфирий Петрович – словом, сумели ощутить давящую атмосферу «желтого Петербурга» и убедились, насколько Достоевский топографически точен в своих произведениях.

После знакомства с речью Достоевского на открытии памятника Пушкину, в которой писатель говорил о прекращении террора, о мире и всеобщем братстве, весьма символическим завершением дня стало посещение храма «Спаса-на-Крови», воздвигнутого на месте смертельного ранения императора Александра-II. Гимназисты были поражены не только рассказом экскурсовода о последних днях императора-освободителя, но и красотой мозаики и роскошью убранства собора.

Таким образом все дни экспедиции, сложившись в своей хронологи в единую картину, составили у гимназистов целостное восприятие истории Санкт-Петербурга, его культурного и литературного наследия ХIX века.

 

В.В.Хардин,

учитель русского языка и литературы