Невыдуманная реальность

В рамках «Года литературы-2015 в гимназии «Эллада» прошел «Футурологический конгресс». Мероприятие ставило перед собой задачу объединить учеников разных классов одной целью и задачей — представить государства, описанные в ряде книг, данных для проекта. Для этого гимназистов разделили на 5 команд, в которые входили ученики 9-11 классов, что, по мнению капитанов, значительно усложняло задачу. Неслучайно мероприятие носило одноименное название с романом Станислава Лема, в котором был описан неблагоприятный путь развития человечества — на нашем конгрессе обсуждались произведения со схожими сюжетом и идеей.

Каждой команде для работы было предложено антиутопическое произведение: «1984» Джорджа Оруэлла, «О дивный, новый мир» Олдоса Хаксли, «Мы» Евгения Замятина, «Трудно быть Богом» братьев Стругацких и «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери. Капитанам команд предстояло решить, как распределить роли для выполнения дальнейшей работы. Необходимо было провести глубокий анализ произведения для дальнейшей презентации «своего» государства, политического и общественного строя в нем, а также других аспектов «светлого будущего». Участники конгресса рассказали о том, как это было, и даже дали свою оценку мероприятию.

Дария Димчук, 10 класс. Команда Степана Чернова по произведению «1984»:

— Сначала мы с капитаном команды разработали сценарий, распределили роли, подготовили выступление. Также мы создали видеоряд по произведению 1984, которое описывает устройство нашего государства. На это ушло довольно много времени, ввиду чего у нас не было возможности хорошо отрепетировать представление, которое мы также подготовили.

Нашей идеей было не только представить информативную презентацию, но и заинтересовать зрителя. Поэтому наше выступление мы разбили на две части: сначала Степа ввел зрителей и членов других команд в курс дела, рассказал об авторе произведения и о самом романе. Дал информацию касательно географии нашего государства, политического режима и общества. В дальше начиналось самое интересное — представление. Каждый член нашей команды играл какую-то свою роль, кто-то — пролетариат, а я вот, например, была министром. Нашей идеей было одновременно продемонстрировать политический вектор правящей партии, деление общества на касты и настроение в них, а также идеологию нашего государства. Так, каждый министр выступал с сообщением, а народ высказывал свои мысли. Выступление завершил Юрий Салин, который заставил всех надолго запомнить наше выступление. Я думаю, что у нас все получилось. Мы принимали активное участие и в обсуждении работ других команд, спорили насчет идей в произведениях. Было очень интересно и в то же время сложно. Мы не только выполнили анализ произведений, но и провели параллели с современными реалиями, оказалось, довольно много вещей, описанных в романах, нашли свое отражение в нашем мире. В целом, я довольна нашей работой, но, если бы у нас была возможность выбирать команды самим, то затраченное время бы сократилось, а качество выполненной работы было бы значительно выше.

В заключение, я могу сказать, что считаю такие мероприятия очень интересными, потому как они дают большой опыт выступления перед другими участниками, тебе дается возможность рассуждать перед аудиторией, вести дискуссию на сложные темы и, если такие проекты будут все чаще внедряться в образовательную программу, то процент читающей молодежи значительно возрастет, так как подобные проекты в большой мере влияют на заинтересованность учеников в литературе.

Василий Вересов, 11 класс. Команда Сергея Седышева по произведению «Трудно быть Богом» братьев Стругацких:

— Начну с того, что я уже не в первый раз участвую в проектной деятельности, но в таком формате — впервые. Поэтому я был действительно увлечен работой. Говоря, о начальных этапах работы, могу сказать, что у нас возникли некоторые трудности в подготовке проекта, это было связано с тем, что у большинства участников банально не хватало времени на работу с проектом. Но у меня было время на работу, и я активно помогал капитану. Самым интересным оказался этап анализа произведения и разработки концепции выступления в рамках мероприятия. Не хочу принижать важность других аспектов создания проекта, но данные части оказались наиболее интересными, по крайней мере, для меня. А вот самым сложным, как я понял, не только для нас, оказалось скоординировать работу всех участников команды и расставить правильные акценты в подготовке и создании материала. Мы старались распределить роли так, чтобы каждому участнику была интересна часть, назначенной ему работы. В целом, я считаю, что мы прекрасно справились с задачей, несмотря на возникшие трудности. Но смотреть на выступление других команд было не менее интересным занятием, чем выступать самим. Так, мне запомнилось выступление команды Степана Чернова с проектом по произведению «1984»  Дж. Оруэлла. Их выступление произвело на меня огромное впечатление, их уровень подготовки на фоне других команд был однозначно выше. Ребята подошли к выполнению задачи креативно, поэтому их выступление было не только информативным, но и интересным. Они продемонстрировали великолепное выступление, завершившиеся феерическим выходом Юрия Салина, а также с успехом выполнили, поставленную задачу. Подводя итог, я могу сказать, что среди многих задач конгресса, была также и задача показать, что учеба может быть интересной, в то же время, как и эффективной. Я считаю, что такие мероприятия должны проводиться чаще для повышения уровня заинтересованности учеников в отечественной и зарубежной литературе, так как одного такого мероприятия, к сожалению, может быть недостаточно.

По словам одного из организаторов мероприятия, учителя русского языка и литературы В.В.Хардина, технология погружения в литературное произведение была апробирована в гимназии «Эллада» впервые. На обсуждение старшеклассников были вынесены произведения жанра антиутопии, не входящие в школьную программу, что позволило расширить кругозор учеников и преумножить их читательский опыт. Кроме того, для ребят оказался чрезвычайно полезен опыт участия в общей дискуссии, что и подтвердил этап рефлексии, на котором участники конгресса поблагодарили организаторов и высказали пожелание чаще проводить подобные мероприятия.

 

Чернов Степан,

гимназист 11А класса

Футурологический конгресс. Дискуссия