Почитай мне книжку на ночь

Работая с детьми, мы часто придумываем разные хитроумные методы и приемы, чтобы научить их чему-то, объяснить сложные понятия или найти решение какой-то проблемы….Я достаточно давно работаю с детьми начальной школы, но в последнее время все чаще стала сталкиваться со странным явлением-детям редко читают сказки…или не читают вообще! То, что сейчас все дети стали читать мало или не читать совсем, для нас не новость, мы почти смирились с этим, найдя виновников-телевизор и компьютер- с этим спорить трудно, но когда ребенок еще не умеет читать, где вы, взрослые? Первые сказки малыш слышит из уст мамы, бабушки или кого-то очень близкого, он начинает понимать происходящее, осваивать ситуативно-бытовую речь, позднее он начинает отождествлять себя с героем, сопереживать и , самое главное, ФАНТАЗИРОВАТЬ! Ребенок, не обладающий своей развитой фантазией, начинает копировать чужие, не всегда хорошие, образцы, использовать окружающие его клише и шаблоны. Поэтому так часто появляются такие странные персонажи, как феи в мини-юбках, колготках в сетку и на каблуках, этакие Братс или Барби. Мой вопрос: «Зачем  феечке туфли на каблуках, зачем ей вообще ходить, когда она может летать?», ставит ребенка в тупик…., а уж задание нарисовать музыку приводит некоторых в полное оцепенение….

Период чтения сказок очень важен, его нельзя пропустить, нельзя заменить на мультфильм или что-то другое. То, что я сейчас вижу в начальной школе, увы, заставляет меня задуматься, а действительно ли виноват во всем компьютер и прочие «радости» нашей эпохи? А может быть,  дело в нас, взрослых? Мы перестали читать книги и перестали читать их детям.

Я приведу банальный пример из своего школьного опыта. Лет десять назад мы в гимназии придумывали серию уроков, объединенных одной вертикальной темой.  На моем уроке дети должны были создать портрет сказочного героя, причем не разделяя их на «плохих» и «хороших», а выбрав неоднозначный, амбивалентный персонаж,   дети справлялись.  Я всегда удивлялась этой способности моих маленьких учеников придумывать и находить то, что мне бы и в голову не пришло, создавая «вкусные детали» образа, делая упор на выразительность глаз, подмечая то, что от взора взрослого человека ускользало. Поэтому все рисунки были очень выразительными, невзирая на такие мелочи, как кривая линия или неловкий мазок… Сейчас все изменилось настолько, что обескураживает. Ученики не только не могут справиться с задачей создания образа, они просто не знают этих героев. Незнайка, Бибигон, Тяни-толкай или Маленький Мук не знакомы детям. Хорошо, что не всем, поэтому так ценны для меня сейчас эти работы, где присутствует невообразимо богатая и разнообразная детская фантазия, у которой нет пределов, ограничений  и правил, и не важно, что Бармалей носит спортивный костюм Adidas, это  потому,  что он пират и вор, и ,как объяснила автор, просто снял это костюм с чужого плеча какого-то спортсмена. 

Нам не убежать от реальности окружающего мира,  навязчивости и двусмысленности рекламных роликов,  низкого качества кино и литературы,  жестокости компьютерных игр и цинизма, ставшего нормой жизни, но это не должно стать для родителей и учителей поводом опустить руки и смириться. От всего этого не уберечь, но! Можно научить ребенка противостоять, а для этого нужно поработать, не полениться и, устав после долгого рабочего дня, сесть не перед телевизором, а на кроватку, рядом с ребенком и обняв его, начать читать какую-нибудь замечательную книжку, обсуждая картинки, героев, отвечая на вопросы и задавая новые. Возможно, привыкнув так проводить свое время, вы откроете что-то новое  и для себя, а главное поможете маленькому человеку увидеть другой мир, без грязи и пошлости, мир любви и тепла, фантазий и грез.

В заключении, я хочу сказать всем, кто сталкивается с детьми редко или часто, и не важно, ваши это дети или чужие: читайте им сказки, рассказывайте им фантастические истории, дайте им возможность поверить в чудеса.

Тихонова С.В. (учитель ИЗО, МХК  АНО Гимназии «Эллада»