Открытый урок физики

16 сентября в рамках декады открытых уроков в 7а классе прошел открытый урок по физике «Внесистемные единицы измерения физических величин».
Этот урок стал четвертым заключительным уроком по теме «Введение», которая является предварительной при изучении курса физики. Казалось бы, о каком обобщении или повторении можно говорить на четвертом уроке нового для семиклассников учебного курса? Однако учитель физики Рыжков Игорь Александрович, преподаватель высшей категории, выбрал неординарный путь решения этой проблемы и превратил, казалось бы, заурядный материал урока в интересный и запоминающийся коллективный творческий проект, в котором приняли участие все учащиеся класса. За неделю до начала урока каждому из учеников было предложено небольшое творческое задание — подготовить сообщение о несистемных единицах измерения веса и длины, которые применялись на Руси и в других странах до введения в 1963 году Международной системы мер и весов (СИ). В задании ставилась задача узнать о том, для чего применялась данная единица измерения, в какой стране она возникла, какая существует связь с основной международной единицей измерения, применяется ли это единица в настоящее время. Каждый из участников проекта должен был собрать информацию о таких единицах измерения, как аршин, сажень, вершок, локоть, пядь, дюйм, фут, лье, миля, фунт, пуд, а также подготовить презентацию своего сообщения.
В ходе подготовки к уроку и во время его проведения не только учащиеся, но и их родители узнали для себя много нового. Во время презентации учащиеся вспомнили, как применялись старинные меры длины для описания внешности литературных героев или использовались в названиях книг, в русских народных пословицах. На уроке прозвучали стихи Ф. Тютчева «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить….», учащиеся узнали, почему книга Д. Олдриджа называлась «Последний дюйм», а роман Жюля Верна «20 000 лье под водой» имеет другое название «80 000 километров под водой», какой рост был у Дюймовочки и «почем фунт лиха», у кого «семь пядей во лбу».
Присутствовавшая на уроке завуч школы Савченко Ирина Анатольевна отметила разностороннюю межпредметную связь, умение учителя подобрать интересный материал, умение ставить проблемные вопросы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся, что в итоге сделало урок интересным, живым и запоминающимся.
Заместитель директора школы по научно-методической и опытно-экспериментальной работе Тарасов Андрей Владимирович выделил научный подход к организации урока как учебного проекта, являющегося одной из форм организации инновационной деятельности гимназии для решения проблемы, над которой работает педагогический коллектив в рамках окружной экспериментальной площадки.