Брошенный вперед

В буквальном переводе с латыни слово «проект» означает «брошенный вперед». В нашем случае, говоря о проектной и исследовательской деятельности в Гимназии, точнее будет сказать «устремленный в будущее».

Директор гимназии «Эллада» д.и.н. Владимир Алексеевич Сидоров, обладатель почетнейших званий и наград, определяя стратегию гимназии, задолго до эпохи модернизации увидел в исследовательской деятельности уникальную инновационную образовательную технологию, служащую средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в социуме.

Благодаря энергии Владимира Алексеевича, его вере в свой коллектив в гимназии сформировался круг единомышленников, подвижников, пытливых педагогов – новаторов, объединившихся вокруг заместителя директора по НМ/ОЭР Андрея Владимировича Тарасова, передающего свой опыт сторонникам исследовательских и проектных методик в образовании. Третья четверть — время окружных и городских конкурсов и конференций проектных работ учащихся. Остановимся подробнее на некоторых из них.

Международный конкурс «Сказки Красивого Сердца» инициирован кафедрой филологии МИОО и проходит под эгидой ЮНЕСКО, предлагая участникам реализовать свой творческий потенциал в самых разных сферах. Среди представленных проектов жюри и его председатель, координатор ПАШ ЮНЕСКО в Гимназии «Эллада» А.В. Тарасов, единогласно назвали лучшей работу 2 класса «Б», выполненную в жанре «коллективное литературное творчество» (идея принадлежит Александре Георгиевне Петровой). Оригинальная концепция работы, при которой каждая из написанных детьми сказок отражает ту или иную черту характера человека, общая гуманистическая направленность проекта были по достоинству оценены экспертной комиссией регионального тура. Ждем приглашения для торжественного награждения авторов проекта и их идейного вдохновителя.

Каждый новый проект Александры Георгиевны Петровой («У природы нет плохой погоды», «Исследование басен Эзопа и Крылова», «Творческая мастерская. Бумажные осы») является действительно «брошенным вперед», «устремленным в будущее», открывает новые горизонты для исследователя.

Говоря о проектной деятельности в начальной школе, нельзя не отметить не по годам серьезную работу ученицы 1 класса «А» Алисы Верхоломовой. Трагическая судьба семьи Романовых , которой посвящена проектно-исследовательская работа «Царственные мученики» дана через призму восприятия православного ребенка. Необходимую помощь и поддержку Алисе оказали классный руководитель Татьяна Игоревна Шарова и мама Елена Владимировна.

Значительное место в календаре окружных форумов исследовательских работ младших школьников занимает конференция «Премьера», которая проводится в рамках окружного фестиваля «Синергия-проект».

В соответствии с планом инновационной работы Гимназии «Эллада» были представлены проект учащегося 2 класса «Б» Рубена Маркарянца «Творческая мастерская. Бумажные осы» ( руководитель Александра Георгиевна Петрова) и проект учащихся 4 класса «Б» «Свеча как жизнь» (руководитель Анна Андреевна Щербакова, консультант Мария Федоровна Бархоткина). Представляли проект Анна Сидорова и Матвей Малугин.

Дебют для ребят прошел достаточно успешно, проект Рубена попал в пятерку лучших работ, были отмечены его оригинальность и практическая ценность.

15 марта 2012 года на Пятой городской конференции детских проектно-исследовательских работ учеников 1-5 классов «Я познаю мир» уже названные выше исследователи, вооруженные опытом публичной защиты проектов, выступили еще успешнее, заслуженно получив в виде трофеев грамоты в различных номинациях.

Заметим, что в состав экспертного совета входили уважаемые профессора и доценты различных ВУЗов Москвы, доктора и кандидаты наук, пожелавшие участникам конференции успехов на научной стезе.

Изданные тезисы проектных работ всех участников могут дать желающим представление о современных тенденциях в работе над проектами младших школьников. 

Поскольку проекту Рубена Маркарянца посвящен отдельный материал на нашем сайте, то подробнее остановимся на интегрированном проекте «Свеча как жизнь». Предметом исследования данной работы стали различные виды свечей, история их появления и применение, технология изготовления с библейских времен до наших дней. В ходе эксперимента учащиеся 4-го класса»Б» проводили серьезные опыты, наблюдая за особенностями горения свечей различного материала, формы, размера. Оригинальность работе придает параллель между горением свечи и человеческой жизнью, включение в проект стихотворных текстов, что обеспечивает меж- и метапредметные связи.

Изданные тезисы проектных работ всех участников могут дать желающим представление о современных тенденциях в работе над проектами младших школьников.

Поскольку проекту Рубена Маркарянца посвящен отдельный материал на нашем сайте, то подробнее остановимся на интегрированном проекте «Свеча как жизнь». Предметом исследования данной работы стали различные виды свечей, история их появления и применение, технология изготовления с библейских времен до наших дней. В ходе эксперимента учащиеся 4-го класса «Б» проводили серьезные опыты, наблюдая за особенностями горения свечей различного материала, формы, размера. Оригинальность работе придает параллель между горением свечи и человеческой жизнью, включение в проект стихотворных текстов, что обеспечивает меж- и метапредметные связи.

На окружной конкурс «Открытие», который проводится для 5-8 классов, были представлены исследовательские работы «эллинского цикла», созданные под руководством Светланы Владимировны Тихоновой учащимися 7-8 классов. Широта художественных интересов и эрудиция педагога позволили ей подготовить два проекта с учащимися 9 класса Екатериной Маляровой и Ани Аракелян для конференции «Сербия православная», которая состоится в гимназии «Эллада» 24 апреля.

Фестиваль «Юные таланты Московии» представляет очень широкий спектр различных номинаций. В жанре « Исследовательская деятельность» для рецензирования к финальному этапу представлены работы учащихся 8-11 классов по истории, Москвоведению, математике. Лауреатами и дипломантами окружного тура в жанре «Изобразительное искусство» стали Дмитрий Авдеев ( 7 «А») , Егор Хацевич и Арсений Снежков ( 6 «А») (руководитель С.В.Тихонова). Лауреатом и обладателем диплома I степени в жанре «литературное творчество» стала Дарья Петрушечкина ( руководитель А.В.Тарасов).

Заметим, что настоящий художник и поэт всегда в известной мере исследователь, что и подтверждают работы наших гимназистов. Возрождается интерес к детскому научно-техническому творчеству. Перспективным обещает быть проект Юрия Салина (8 класс) «Мост Леонардо».

Накопленный опыт работы с проектными и исследовательскими методиками требует осмысления, обобщения, трансформации в инновационный продукт для трансляции в другие образовательные учреждения. Пополняют нашу общую методическую корзину наработками и статейными материалами для сборника инновационных материалов по деятельностному содержанию образования педагоги-активные участники Городской экспериментальной площадки: Ирина Борисовна Симонова, Александра Георгиевна Петрова, Мария Федоровна Бархоткина, Марина Викторовна Лебедева, Андрей Игоревич Союстов, Вадим Викторович Хардин, Светлана Владимировна Тихонова, руководитель психолого–логопедической службы Марина Викторовна Коняхина, организатор работы ГЭП в Гимназии Андрей Владимирович Тарасов.

Присоединяйтесь к нашему сообществу. Ведь проектная деятельность – достояние свободных и мыслящих людей!