Ассоциированная школа ЮНЕСКО “Школа Мира” ООН с 2002 г.
Виртуальная прогулка по гимназии
 
 
 
 
 

Рекомендации по подготовке к экзаменам в форме ЕГЭ

ЕГЭ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Подготовку к экзаменам можно начать в любое время. Экзамены (в строгом переводе с латыни — испытания) — это не просто «отбарабанил» и ушел. Это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность также важна, как и хорошее владение знаниями по предмету.

Советы учителям

Учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что "нельзя научиться плавать, стоя на берегу". Особый интерес в этом плане представляют впервые издаваемые Центром тестирования РФ сборники тематических тестов. Эти тесты разработаны для учащихся с 5 по 11 класс, с их помощью можно оценивать уровень усвоения материала и отработать навык их выполнения. Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.  При этом основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче каких-нибудь зачетов и пр., т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных. Ученые считают, что психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяет более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Советы родителям

Как помочь детям подготовиться к экзаменам?

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".   Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.  Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.   Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.   Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. 

Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. 

Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. Помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Советы гимназистам

Начиная подготовку к экзаменам, определи: какой объем информации нужно выучить; сколько на это понадобится времени. Начинай подготовку к экзаменам с наиболее легкого и интересного предмета – это поможет тебе войти в рабочее состояние. При подготовке к экзаменам напиши план или составь схему ответа – это позволит систематизировать знания и поможет вспомнить при ответе основные моменты. 

Необходимо чередовать периоды напряженной умственной работы с полноценным отдыхом – это поможет тебе снять напряжение и повысить работоспособность.    Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа. В день перед экзаменом желательно отдохнуть и хорошо выспаться.   Не советуем прибегать к помощи стимуляторов и успокаивающих препаратов. На экзамене, при выполнении заданий, начинайте с более простых. Их решение придаст Вам уверенности и поможет справиться с более сложными заданиями.  Живой и уверенный ответ производит лучшее впечатление. Прежде, чем начать отвечать, успокойте себя ритмичным дыханием.  Готовясь к экзаменам или отвечая на экзамене, человек испытывает определенный дискомфорт. Чтобы снизить уровень тревожности, необходимо воспользоваться методиками по саморегуляции.

Способ 1. Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10 – 15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка при этом не должна колыхаться.

Способ 2. Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмичных движений: движение большими пальцами рук в «полузамке»; перебирание четок; пройдите по помещению несколько раз, делая на два шага вдох, и на пять шагов - выдох.

Способ 3 . Самоприказ – это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением. «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» - это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила поведения на экзамене. Сформулируйте самоприказ. Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно, повторите его вслух.

Способ 4. Вообразите, что ваша уверенность на экзамене – круг приятного для вас цвета. Вы можете шагнуть в этот круг уверенности и завязать его на себе, как пояс. Это ощущение уверенности поможет вам во время экзамена, а по окончанию экзамена вы снимете этот пояс. 

При подготовке к экзаменам сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.  Составь план подготовки. Для начала определи, кто ты — «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы будут пройдены.

Начни с самого трудного — с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет. Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на задания в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).

Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься, а, напротив, мысленно рисуй себе картину успеха. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

В лучшей тренировке тебе помогут сайты:

Официальный портал единого государственного экзамена - http://www.ege.edu.ru/
Здесь можно узнать все по ЕГЭ от нормативных документов и правил сдачи до шкалы оценок ЕГЭ;

ФИПИ – Открытый сегмент ФБТЗ - http://www.fipi.ru/view/sections/141/docs/
здесь размещены тесты по всем предметам, можно узнать свои результаты, правильные ответы, проходить тренинги в разных вариантах, тренироваться можно начать в любое время, не дожидаясь 11 класса;

МИОО-Подготовка к ЕГЭ - http://www.mioo.ru/podrazdinfpage.php?id=116&prjid=805
работа в личном кабинете системы СтатГрад. Для работы понадобятся логины и пароли, которые ученики 10-11 классов уже могут получить в зам.директора по УВР Марины Юрьевны Кравцовой, ученики 9 класса получат логины и пароли чуть позже, когда они будут даны системой. Работа в системе СтатГрад не только полезна, но и интересна, т.к. там есть все необходимое для успешной подготовки: теоретические материалы, которые можно распечатывать, тренинги, уроки, экзаменационные вопросы.

Можно использовать и Электронные Учебные Издания на дисках. Особо рекомендуются электронные тренажеры издательств «Просвещение», «1 С» и «Кирилла и Мефодия». В основном ответы проверяются компьютером, значит надо научиться «разговаривать с ним» на его точном языке. Надо помнить, что ответы тестовых заданий выстроены по принципу: правильный ответ, неправильный ответ (распознается сразу) и два, имитирующих правильный ответ (чтобы ввести в заблуждение).