Ассоциированная школа ЮНЕСКО “Школа Мира” ООН с 2002 г.
Виртуальная прогулка по гимназии
 
 
 
 

Киноклуб

Руководитель киноклуба: Плешинец Ирина Михайловна

Программа киноклуба

В рамках реализации целей и задач федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения внеурочная деятельность учащихся должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. Одной из целей Федеральной Государственной образовательной программы является гармоничное развитие личности и ее творческих способностей.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общекультурное (художественно-эстетическое) направление возможно реализовать на занятиях внеурочной деятельности «Киноклуб».

Разработка и внедрение программы обусловлены потребностью общества в развитии нравственных, эстетических, коммуникативных качеств. Важным является научить школьников критически воспринимать информацию. Современная киноиндустрия, как правило, ориентирована на развлечение, образовательные и воспитательные цели оказываются мало востребованы массовым зрителем. Поэтому необходимо знакомить ребят с лучшими образцами советской кинематографии. Особый интерес у школьников могут вызвать фильмы про сверстников, которые позволят сформировать позитивный зрительский опыт и вкус, развивать качества толерантной личности, способствовать развитию воображения, фантазии и внимания. А последующее обсуждение и рецензирование окажет благоприятное воздействие на общую коммуникативную культуру.

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Нарушение речи в той или иной степени негативно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его учебной деятельности, поведении, способствует развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, замкнутости, чувства неполноценности), затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

Деятельность «Киноклуба» обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка, формирует социально активную личность, способную понимать общечеловеческие ценности.

Актуальность данного курса обусловлена возрастными особенностями школьников: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана сформировать нравственно-эстетические чувства, обогатить словарный запас, расширить творческий потенциал ребенка, так как именно в школьном формируется творческая личность, закрепляются нравственные нормы, формируется духовность.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (Приказ №1897 от 17.12.2010г.) /Просвещение 2011/, Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Цель и задачи программы

Цель программы внеурочной деятельности «Киноклуба» – обеспечение интеллектуального, нравственного и эстетического развития школьника, становление устойчивых зрительских интересов в области содержательного кинематографа, развитие способности критического мышления.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Ознакомить учащихся с основными этапами развития отечественного кинопроцесса, с жанровым и стилистическим многообразием современного кинематографа, с фильмами, ставшими классикой киноискусства, с деятельностью и творчеством выдающихся режиссёров, актёров и продюсеров;
  • Сформировать у учащихся на основе имеющихся представлений первоначальные знания о технологии кинопроцесса. Ввести в круг активного словарного запаса учащихся понятия и термины из области кинематографа.
  • Сформировать умение устно и письменно выражать свое мнения, адекватно воспринимать чужую позицию.

Воспитательные:

  • Приобщать учащихся к духовно-нравственным базовым ценностям;
  • Воспитание культуры учащихся за счет приобщения к «золотому» фонду российского кинематографа;
  • Формирование потребности в постоянном повышении информированности;
  • Воспитание любви и уважения к школе, городу, стране;
  • Формирование личной позиции;
  • Формирование равновесия в эмоциональном и интеллектуальном освоении окружающего мира;
  • Воспитание в школьнике общественной активности;
  • Воспитание сознательного отношения к народному достоянию, чувства ответственности;
  • Воспитание уважения к народным традициям и культуре, толерантное отношение к культуре и традициям других народов.

Развивающие:

  • Развивать имеющиеся у школьников навыки литературного рецензирования, на их основе сформировать умения и навыки написания кинорецензии;
  • Создать условия для формирования у учащихся основных навыков грамотной зрительской культуры;
  • Совершенствовать навыки общения, обсуждения, дискуссии;
  • Развивать аналитические умения и навыки, умения критически мыслить;
  • Создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального и мыслительного совершенствования;
  • Способствовать формированию у учащихся элементарных умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни;
  • Привить культуру общения с миром средств массовой информации.

Таким образом, планируемые задачи внеурочной театральной деятельности способствуют формированию следующих результатов:

  • личностных;
  • предметных;
  • метапредметных.

Личностные результаты

У учеников будут сформированы:

  • уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;
  • потребность сотрудничества со сверстниками, бесконфликтное поведение;
  • эстетические потребности, нравственные ценности на основе просмотра советских фильмов и прочтения художественных произведений.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

  • составлять рецензию на произведение;
  • Сопоставлять поступки героев, давать им оценку;
  • корректно выражать свое мнение;
  • различать произведения по жанру;
  • рассуждать о возможных вариантах судеб персонажей в произведениях с открытым финалом.

Метапредметные результаты

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при написании сочинений, чтении по ролям и инсценировки.

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

  • формулировать собственное мнение и позицию, включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров;
  • обращаться за помощью, формулировать причину затруднений;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над рецензией;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится».

Отличительные особенности программы:

  • Данная программа составлена на основе Концепции духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Концепции художественного образования, как фундамента системы эстетического воспитания школьников;
  • Программа соответствует требованиям к содержанию и структуре программы внеурочной деятельности школьников;
  • Программа выстроена на основе культурно–исторического, системно – деятельностного, аксиологического и развивающего подходов к развитию личности;
  • Программа основывается на принципах поэтапного углубления знаний, комплексного развития, учета индивидуальности, совместного творческого поиска, коллективности, патриотической направленности, положительной перспективы.
  • Программа является актуальной, педагогически целесообразной, обеспечивающей формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Этапы реализации программы

Данная программа реализуется в три этапа:

I этап – теоретические сведения о кинематографе;

II этап –занятия практической направленности (просмотр х/ф с последующим обсуждением);

III этап – практические занятия (составлению рецензий и отзывов)

Для I этапа характерны беседы о кинематографе, знакомство    с лучшими русскими режиссерами и актерами, знакомство с теоретическими основами кинематографа.

На II этапе ребята смотрят фильмы разных жанров, рассуждают о поведении героев, дают оценку персонажам, предлагают свои варианты развития событий.

На III этапе учащиеся систематизируют полученные знания, дают полный ответ письменный или устный - так появляется материал для «методической копилки киноклуба», на основе которого создаются отзывы и рецензии, лучшие из них размещаются на учительском сайте.

Оценка знаний и умений: обучающихся проводится в форме творческих работ.

Способы определения результативности:

Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:

  • Педагогическое наблюдение.
  • Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности, обучающихся на занятиях и т.п.
  • Мониторинг (контрольные задания и тесты, диагностика личностного роста и продвижения, педагогические отзывы, ведение журнала учета или педагогического дневника, самооценка воспитанника, ведение творческого дневника обучающегося, оформление листов индивидуального образовательного маршрута, оформление фотоотчётов).

Ожидаемые (прогнозируемые) результаты обучения детей

по программе:

Узнают

Научатся

  • особенности становления кинематографа.
  • основную терминологию искусства кинематографа
    • Давать устный и письменный отзыв о кинофильме, игре актёров,
    • Составлять рецензию на фильм, делать доклады и сообщения,
    • Создавать слайдовые презентации в мультимедийных приложениях;
    • Определять замысел, идейную или литературную основы,
    • Определять особенности драматургии кинопроизведения,
    • Высказывать суждение о его эстетической ценности.
  • Особенности жанров кинематографа (документальное, научное, художественное)
  • Пользоваться интернет-ресурсами, справочной литературой, кинословарями, мультимедийными программами справочного характера;
  • Делать смысловой, жанровый анализ кинофильма, выделять стилистические особенности кинопроизведения.
  • «Золотой фонд» кинематографа
  • Работать в группе;
  • Грамотно обсуждать и дискутировать;
  • Высказывать ценностные суждения в рамках своей возрастной компетенции;
  • Сравнивать разные жанры искусства: литературное произведение и кинофильм.

Планируемые фильмы:

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Вводное занятие. Правила поведения для участников киноклуба. «Морозко» (Просмотр, обсуждение)

«Республика ШКИД» (Просмотр и обсуждение). Вводное занятие. Правила поведения для участников киноклуба.

Вводное занятие. Правила поведения для участников киноклуба. «Доживем до понедельника». Счастье — это когда тебя понимают. (Просмотр, обсуждение)

«Кыш и два портфеля» (Просмотр, обсуждение кинофильма)

«Мост в Терабитию» (Просмотр, обсуждение)

«Легенда № 17» (Просмотр, обсуждение кинофильма)

«Приключения желтого чемоданчика» (просмотр, обсуждение кинофильма)

«4:0 в пользу Танечки». (Просмотр и обсуждение)

м/ф «Моя любовь». (реж. А. Петров) (Просмотр, обсуждение фильма)

«Приключения Маши и Вити» (Просмотр, обсуждение кинофильма)

«Чучело». Знакомство с одноименной повестью Железникова. (Просмотр, обсуждение кинофильма)

«Не горюй!» (Просмотр и обсуждение кинофильма)

«Щелкнучик и крысиный король» (2009) (Просмотр и обсуждение)

«Белый Бим, черное ухо». Составление плана рецензии. (Написание рецензии дома).

«Огни большого города». Великие художники кино. (Просмотр и обсуждение)

«Князь Владимир» (Просмотр и обсуждение кинофильма)

«Паломничество в вечный город. Апостол Павел» (Просмотр и обсуждение)

«Паломничество в вечный город. Константин и Елена» (Просмотр, обсуждение)

«Таинственный сад» (Просмотр и обсуждение кинофильма)

«Мальчик в полосатой пижаме» (Просмотр и обсуждение)

«А завтра была война». (Просмотр, обсуждение кинофильма)

«Сын полка» (Просмотр и обсуждение кинофильма)

«Гости из будущего. Часть 1» (Просмотр и обсуждение)

«Тут недалеко…». Военная тема в короткометражном фильме. (Просмотр и обсуждение)

«Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен» (Просмотр и обсуждение кинофильма)

«Спеши любить» (Просмотр и обсуждение)

«Трасса 60» (Просмотр и обсуждение)

Расписание киноклуба уточняйте у классных руководителей!