Ассоциированная школа ЮНЕСКО “Школа Мира” ООН с 2002 г.
Виртуальная прогулка по гимназии
 
 
 
 
 

Информация о деятельности гимназии в рамках ГЭП

21.02.2013

Концепция названных площадок, их онтологический смысл, применяемые в ходе эксперимента универсальные педагогические технологии совпадают со стратегическом направлением развития и основными задачами экспериментальной деятельности в гимназии. К числу приоритетных задач гимназии, которые позволяет решить эксперимент, являются:

  • повышение эффективности усвоения учащимися знаний, умений и навыков, определенных государственным стандартом;
  • повышение мотивационных установок учащихся негосударственного образовательного учреждения;
  • приобретение учащимися навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом, вооружение их научным аппаратом, необходимым для дальнейшей учебы;
  • решение воспитательных задач, связанных с творческим развитием
  • личности, ее социализацией;
  • разработка новых принципов управления образованием в условиях негосударственного образовательного учреждения;
  • использование наиболее эффективных методов и технологий в учебно-воспитательном процессе;
  • внедрение информационных технологий в педагогическую практику;
  • создание условий, обеспечивающих оптимальное интеллектуальное, психическое и физическое развитие каждого ребенка;
  • применение научно – обоснованных результатов инновационной деятельности в педагогической практике и разработка методического комплекта, включающего в себя конкретные методики, программы, дидактические материалы.

В результате участия в ГЭП в гимназии был накоплен немалый опыт по организации проектно – исследовательской деятельности учащихся. Обращение к инновационным педагогическим технологиям, в том числе к исследовательской деятельности учащихся как универсальной эффективной образовательной технологии, во многом определяющей организацию и содержание системы дополнительного образования гимназии, направление работы школьного научного общества, характер участия гимназии в ряде социальных проектов. В основе исследовательской деятельности учащихся лежит важнейшая потребность в новой информации, впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности, что является неотъемлемой составляющей формирующейся личности. Исследовательская деятельность, лежащая в основе образовательной модели гимназии, способствует оптимизации образовательного пространства для обеспечения качественного образования учащихся с учётом их индивидуальных потребностей и возможностей, дает возможность каждому гимназисту раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навыки научно-исследовательской работы, повысить мотивационные установки, приобрести необходимые умения и навыки, расширить свои знания по общеобразовательным предметам, реализовать оригинальные идеи, научиться различным формам презентации своей деятельности.

Наиболее адекватной формой для внедрения учебно -исследовательской деятельности в образовательный процесс Гимназии «Эллада», учитывая ее специфику, оказался метод проектов. Именно поэтому проектно - исследовательская деятельность преобладает над собственно исследовательской. Ежегодно в работу на проектами включается от 40 до 50 % учащихся Гимназии, причем в начальной школе, где в основном практикуется работа над групповыми проектами, в которых участвует целый класс, эта цифра достигает почти100%. Результаты работы представляются на ежегодной научно- практической конференции , окружных, городских и Всероссийских конкурсах, форумах по проектно -исследовательской деятельности.

Предметом экспериментальной работы Гимназии в составе ГЭП «Проектирование образовательной среды как основа становления детско-взрослой со-бытийной общности в» является построение условий, механизмов и способов становления детско-взрослой со-бытийной общности в негосударственном образовательном учреждении. При этом содержательной основой, на которой происходит это становление, является образовательная среда Гимназии, под которой понимается функционирование конкретного образовательного учреждения, совокупность материальных факторов, социальных компонентов, межличностных отношений. Все данные факты взаимосвязаны, они дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого субъекта образовательной среды Гимназии. Таким образом, суть эксперимента в Гимназии и сверхзадача эксперимента— проектирование оптимальной образовательной среды, направленной на развитие и реализацию субъектных позиций участников образовательного процесса и складывание детско-взрослых общностей. Перед педагогическим коллективом были поставлены задачи, связанные:

  • с выстраиванием и поддержкой детско- взрослой общности, отношений равенства, взаимного интереса, взаимоуважения;
  • обеспечением свободы, добровольности выбора участия в коллективной деятельности;
  • созданием в общности условий для межпозиционного взаимодействия, стимулировании осознания участниками общности собственной

Приоритетные задачи, решаемые в ходе эксперимента:

  1. Проектирование и реализация оптимальной для гимназии социокультурной образовательной среды, способствующей развитию субъектных позиций участников образовательного процесса, складыванию различных форм детско-взрослой со-бытийной общности ;
  2. Развитие детей с различными склонностями, способностями и интересами, реализация их потенциальных возможностей через приобщение к различным видам деятельности, в том числе исследовательской, на основе развития базовых, ключевых компетенций, сохранение физического, психического и нравственного здоровья, воспитание толерантности, терпимости, ответственности;
  3. Усиление ориентации системы образования на развитие индивидуальных способностей и потребностей, поддержку социальной успешности каждого школьника;
  4. Повышение открытости, гибкости и эффективности системы для обеспечения удовлетворения изменяющихся образовательных запросов семей;
  5. Создание персональных моделей образования, индивидуальной образовательной программы ученика, способной обеспечить зоны для индивидуального творческого развития каждого ученика в контексте реализации ФГОС в секторе НОУ.

Результаты экспериментальной (инновационной) деятельности педагогического коллектива Гимназии «Эллада» в составе ГЭП:

В области обновления содержания образования:

  • Создание оптимальной образовательной среды негосударственного образовательного учреждения как результат педагогической деятельности коллектива Гимназии.
  • Создание системы предпрофильной подготовки и профильного образования учащихся.
  • Освоение и внедрение в практику модели организации исследовательской деятельности учащихся.
  • В области применения современных образовательных технологий:
  • Освоение и внедрение в практику педагогического коллектива наиболее эффективных педагогических технологий (метод проектов, исследовательские методы, ролевые и деловые игры).
  • Использование новых информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

В области личностного развития учащихся:

Развитие личностного потенциала учащихся.

  • Повышение уровня общих и специальных компетентностей и познавательной мотивации учащихся.
  • Развитие творческих способностей.
  • Воспитание социально ответственной личности, осуществляющей самостоятельный выбор жизненного пути.
  • Личностное развитие учащихся, их способность к самоопределению, социализации, самоидентификации.

В ходе эксперимента в гимназии сложились различные формы детско-взрослой со-бытийной общности. При этом учащиеся гимназии «Эллада» на каждом возрастном этапе одновременно являются членами нескольких общностей, групп, коллективов, в которых складывается уникальная социально-психологическая ситуация межличностного взаимодействия.

Социально- культурологический пролонгированный проект «Паломники «Эллады» (детско - взрослая событийная общность). В ходе паломнических поездок учащиеся углубляют, интегрируют знания по ОПК, истории Отечества, МХК, краеведению, ОБЖ, биологии и экологии, географии и музыке. Собранный в поездках материал становится предметом дальнейшего исследования и систематизации в проектных работах.

« Юные миротворцы» - общность, сложившаяся в результате участия в междисциплинарном образовательном проекте "Сеть школ мира", инициированного Музеем миротворческих операций при содействии и поддержке Информационного центра ООН в Москве, Московского института открытого образования и общеобразовательных учреждений Москвы, регионов России и СНГ, общероссийского союза "Гражданское общество - детям России".

Школьное научное общество «Логос», включающее в себя экономико –правовой клуб «Эврика» ( совместный проект с ГУ ВШЭ), сообщество естествоиспытателей «Тимофей» лекторские группы учащихся.

Школьное периодическое издание «Эллада-Пресс», в ходе которого также сформировалось детско-взрослая общность на основе совместной творческой и исследовательской деятельности. Участие в проекте способствует актуализации активности каждого субъекта образовательного процесса, развитию исследовательских навыков школьников.
Подготовлен сборник методических материалов «Организация экспериментальной работы на основе деятельностного содержания образования».

Содержание сборника :

  • Тарасов А.В. Коняхина М В. Развитие индивидуально-личностных способностей ученика и учителя в условиях формирования детско-взрослой общности.
  • Хардин В.В. Становление субъектной позиции учащихся на уроках литературы как одно из условий формирования детско-взрослой со-бытийной общности.
  • Тарасов А.В. Школьное периодическое издание в контексте исследовательской деятельности учащихся.
  • Лебедева М.В. Формы исследовательской деятельности на уроках английского языка.
  • Симонова И.Б. Формирование научных и житейских понятий у младших школьников в процессе исследовательской деятельности.
  • Петрова А.Г Групповой интегрированный исследовательский проект в начальной школе.
  • Петрова А.Г Игра как одна из форм социализации личности ребенка.
  • Данные методические материалы педагогов – экспериментаторов являются результатом участия гимназии «Эллада» в работе городских экспериментальных площадок по темам:
  • Выпущен сборник авторских программ «Традиции и инновации в образовании»
  • М., «Аверс», 2010

Авторы – преподаватели АНО Гимназии «Эллада»:

  • Сборник рекомендован для гимназий, лицеев, школ с историко-филологическим и гуманитарным углублением.
  • Методические разработки учителей гимназии, выступления на городских конференциях, V Общероссийской конференции с международным участием
  • «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве», диагностические материалы основных служб, презентацию работы ГЭП, электронную версию школьного периодического издания «Эллада-Пресс», а также фото - и видеоматериалы конкурсов проектно –исследовательских работ учащихся «Сербия Православная» , «Я познаю мир», «О, сколько нам открытий чудных…», «Азъ , Буки, Веди», Рождественских и Кирилло – Мефодиевских чтений, конкурса «Юный миротворец» и.т.д. можно найти на сайте гимназии «Эллада» http://ellada.ru
  • в разделах «Образование», «Инновационная деятельность», «Искони было Слово», «Сеть школ мира» (участие гимназистов в последнем проекте представлено также на сайте интернет – издания «Голос миротворца» http:/www.un-museum.ru/vestnik/).

Инновационные разработки направлены на реализацию Программы развития гимназии, в частности, в области предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся, построения образовательного процесса за счет индивидуализации, обращения к различным формам исследовательской деятельности. В 2010-2011 учебном году в Гимназии проводилась экспертиза соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, показателей деятельности, необходимых для определения вида ОУ. За последние два года Гимназия «Эллада» успешно развивается. Контингент учащихся увеличился на 100%, число отличников увеличилось вдвое, растет процент качества знаний учащихся. Результаты экзаменов в формате ГИА-9 по русскому языку составили 100% качества, а по математике 86 % качества в 2010 году, средний балл экзаменов в формате ЕГЭ составил 55, все выпускники нашей гимназии поступают в избранные ими вузы, в том числе на бюджетные места. В 2010-11 году число победителей олимпиад разного уровня и проектно-исследовательских конкурсов составило 30 % от общего контингента учащихся. Гимназисты активно сдают Кэмбриджские экзамены с неизменно высокими результатами от 80 до 100 баллов. Развивается структура научно-методической работы. В 2010-11 году открыты кафедры по разным направлениям, которые возглавляют кандидаты и доктора наук, развивается международное сотрудничество с гимназией Змая Йована Йовановича (г.Нови Сад, Республика Сербия), обществом русско – сербской дружбы, первым на Балканах русским культурным центром. Партнерские отношения связывают Гимназию «Эллада» с Никосийским университетом и Лицеем Св. Апостола Марка (г.Никосия, Республика Кипр). Налажено сотрудничество с Греческим культурным центром и Международным фондом славянской письменности и культуры.

Учителя гимназии стали успешно участвовать в профессиональных конкурсах, ретранслируя свой опыт. Являются дипломантами конкурсов работников образования "Профессиональное признание -2011", «Учитель года -2012. Третий год подряд педагоги Гимназии «Эллада» работают в качестве экспертов на фестивале «Юные таланты Московии» ( в жанре «Исследовательская деятельность»), принимают участие в общероссийской конференции по исследовательской деятельности учащихся. Так, на V общероссийской научно-практической конференции с международным участием « Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» был представлен опыт работы педагогов-экспериментаторов.

Подробная информация размещена на сайте www.issl.redu.ru