Ассоциированная школа ЮНЕСКО “Школа Мира” ООН с 2002 г.
Виртуальная прогулка по гимназии
 
 
 
 
 

Городская инновационная площадка «Система научно-практического образования школьников»

21.02.2013

1. Актуальность площадки.

Задачи Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)», в частности, предусматривают:

  1. Внедрение современных стандартов качества образования («Московского стандарта качества образования»), инструментов его независимой и прозрачной для общества оценки, обеспечивающих индивидуализацию образовательных траекторий и достижение обучающимися образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и работы в инновационной экономике.
  2. Создание механизмов использования интеллектуальных, социокультурных и физкультурно-спортивных ресурсов города Москвы в образовании, реализации потенциала образования в развитии города Москвы.
  3. Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в системе образования города Москвы на 2012-2016 годы предусматривает, в частности, следующие приоритетные направления инновационной деятельности:
  • Разработка и внедрение и инновационных технологий в интересах города;
  • Непрерывность образования;
  • Новые технологии обучения и информатизация образовательного процесса;
  • Научно-техническое творчество молодежи;
  • Интеграция общего и дополнительного образования;

Настоящая программа инновационной деятельности конкретизирует приведенные положения нормативных документов в отношении развития сферы научно-практического образования, реализуемого на базе учреждений общего и дополнительного образования во взаимодействии с вузами, научными учреждениями, производственными предприятиями.

2. Функционально-смысловой подход к построению содержания образования

Мы предлагаем рассмотреть структуру содержания образования исходя из других принципов – актуальных потребностей молодых людей в построении эффективного взаимодействия с окружающим миром. Каждый из них встает перед необходимостью воспринимать, строить в сознании образ окружающей действительности и активно действовать в разных сферах. Эти сферы - окружающая природа, общество, техносфера, информационная среда, мир культурных ценностей и т. д. Все они актуальны постольку, поскольку человеку приходится с ними сталкиваться ежедневно, них самоопределяться, осваивать различный способы работы в них.

Проблема состоит в том, чтобы выделить равнопорядковые, актуальные для ребенка и общества сферы, которые в совокупности будут представлять собой полное множество возможных в современный момент отношений человека к миру и к себе, в которых он может действовать самостоятельно, субъектно – строить систему взаимоотношений с миром и себя в этом мире в соответствии со своими склонностями, потребностями, возможностями; представлениями о собственной миссии в этом мире.

Актуальные потребности современного молодого человека в субъективном плане и образ социализированного, востребованного, культурного человека с точки зрения общества предполагают освоение им знаний, способов действия, коммуникации и рефлексии (которые и объединяются понятием деятельностного содержания образования) в следующих сферах, которые условно можно назвать форматами образования:

  1. Человек и мир современной высокотехнологичной цивилизации - научно-практическое образование – освоение научного способа мышления и его практического применения к объектам и явлениям в области естественных и гуманитарных наук, техники; освоение способов жизни в современной техногенной цивилизации в условиях глобализации, плотных информационных потоков, развития коммуникационных средств и вытекающих из этого социальных и гуманитарных реалий; освоение современных технологий и технических средств на бытовом и профессиональном уровне как эффективного средства самореализации; получение представлений об истории развития науки и техники, преобразованиях, которые они внесли в жизнь Человечества.
  2. В рамках научно-практического образования можно рассматривать частично совпадающие с ним сферы:
  3. Человек и Космос - космическое образование - система представлений о месте Земли и человечества во Вселенной, космогенезе и его основных этапах, особенностях процессов, происходящих в Космосе и методах их изучения, методах и перспективах изучения и использования космического пространства и внеземных объектов; масштабах и смыслах деятельности человечества);
  4. Человек и Окружающий мир - экологическое образование - представления об окружающей человека природе как естественной среде жизни, с которыми человек связан разнообразными постоянными двусторонними связями; освоение принципов существования в природе, выработка экологического императива и норм природосообразного поведения;
  5. Человек и Общество - социокультурное образование и гражданское воспитание - представления о феномене человеческого общества и принципах взаимодействия личности и социума и умение применять их на практике; социогенезе как глобальном процессе развития человечества, государстве и праве как формах общественной регуляции; основных типах общественной организации, существовавших в истории и их эволюции. Освоение навыка эффективного взаимодействии с различными общественными институтами в целях продуктивного развития себя и общества. Как отмечает Е.А.Анисимова, «культурологическая парадигма в социокультурном образовании предполагает «модернизацию» цивилизационного компонента содержания в основном за счет раскрытия его гуманитарной сущности» [1: с. 11]. В рамках социокультурного образования рассматривается и оппозиция «Человек и собственный внутренний мир» – психологическое образование – представления о законах и динамике функционирования человеческой психики, сознании и его функции отражения, эмоциях, принципах разворачивания деятельности; освоение навыков саморегуляции и принципов развития собственной личности;
  6. Наряду с этим можно выделить форматы образования, в которых действуют преимущественно вненаучные методы мышления, восприятия и действия:
  7. Человек и Культура - художественно-эстетическое образование – умение понимать мир искусства и мыслить художественными образами; представления о феномене культуры и искусства, их возникновении, развитии и современном состоянии; знания о структуре искусства и культуры и основных направлениях искусства; умение читать и интерпретировать различные культурные тексты, понимать их смысл; умение создавать творческие продукты с целью выражения собственных мыслей и духовных переживаний;
  8. Человек и собственное тело - физкультурно-спортивное образование – представление о жизни и деятельности организма и оптимальных для его эффективной деятельности условиях; формирование физической культуры и норм здорового образа жизни; продуктивное и сбалансированное развитие физической сферы;

Все обозначенные форматы складываются в единую сферу, цементируются через элементы духовно-нравственного образования (Человек и смысл его существования - обретение ценностных оснований жизни и деятельности человека), которое определяет становление личности человека.

Совокупность указанных форматов определяет функционально-смысловой принцип построения содержания образования, освоив которое современный человек приобретает способность быть эффективным и успешным в личностной, социальной, профессиональной деятельности и может считаться действительно образованным.

3. Научно-практическое образование

В области научно-практического образования главной целью образования должно стать развитие способности человека строить эффективные взаимодействия с новой реальностью окружающего мира, которая возникла как целостность в последние 100 лет – реальностью современной высокотехнологичной цивилизации. Эта реальность, созданная и постоянно развиваемая человеком, превратилась со временем в самостоятельную среду, с которой человеку приходится взаимодействовать и которая оказывает все большее и большее воздействие на каждого конкретного человека – в психологическом, эмоциональном, нравственном и других планах.

Для современного человека технические средства перестали быть «рукотворным чудом», вызывающим восхищение талантом ученых и инженеров, их создавших; которые вызывали бы желание разобраться в принципах их работы. Они стали выступать онтологическим фактом, атрибутом окружающей среды, в которой нужно жить, приспосабливаться, реализовывать свои возможности; подобно тому, как нужно приспосабливаться к условиям погоды, воспринимать окружающий лес с обитающими в нем животными, учиться жить в нем, когда идешь в туристский поход и т. д. Характерным отражением этой ситуации стали такие приписываемые, например, компьютерам, субъективные свойства, как «он не хочет работать сегодня», «он стер мою информацию». Наука и научный метод из средства познания и описания превращаются для современной молодежи в особую реальность, с которой, помимо отношений знания и понимания, нужно выстраивать отношения действия.
Таким образом, научно-практическое образование мы определяем как сферу образования, позволяющую ребенку приобрести знания, умения, навыки, компетентности, личностные смыслы, достаточные для его самореализации в условиях современной высокотехнологичной цивилизации на личностном, социальном, профессиональном уровнях. Научно-практическое образование объединяет исследовательскую, проектную деятельность, научно-техническое творчество учащихся.

Научно-практическое образование предполагает качественную базовую подготовку по основным научным дисциплинам (в том числе гуманитарным (философия, юриспруденция, культурология и др.), которая обеспечивает высокие стартовые возможности в овладении профессией; освоение научного метода и навыков проектной работы; освоение навыков презентации результатов собственной работы и продвижения их как значимых для общества продуктов.

Основные задачи научно-практического образования: развитие субъектной позиции учащихся; формирование научной картина мира, развитие навыка создания и осуществления проектов, освоение элементов научного метода познания, приобретение технических и технологических знаний и навыков, мотивация на профессиональное самоопределение в области науки и техники, развитие навыков рефлексии собственной деятельности.

Важной особенностью научно-практического образования является наличие в нем гуманитарного компонента, позволяющего задать смысл собственной деятельности в области технического и иного творчества, выработать у учащихся нравственные нормы и императивы этой деятельности.

Таким образом, научно-практическое образование предполагает:

  • качественную базовую подготовку по основным научным дисциплинам (в том числе гуманитарным (философия, юриспруденция, культурология и др.), которые позволяют выявить личностный смысл будущей профессиональной деятельности каждому учащемуся);
  • освоение научного метода и навыков проведения самостоятельного исследования;
  • освоение навыков проектной работы;
  • освоение навыков презентации результатов собственной работы и продвижения их как значимых продуктов для общества.

Научно-практическое образование выполняет различные задачи в зависимости от интересов и способностей детей. Это предполагает различные цели его реализации, методическую базу, результаты, методы их диагностики. Вместе с тем эти три подсистемы должны быть тесно связаны.

  • Становление элементов научно-технической культуры у всех учащихся. Это предполагает организацию массового научно-практического образования в общеобразовательных учреждениях с целью повышения внимания детей и молодежи к этой сфере, развития у учащихся начальных знаний, умений, навыков в области проектной, исследовательской деятельности и научно-технического творчества.
  • Организация продуктивного свободного времени школьников и молодежи, что связано с необходимостью становления культуры проведения собственного свободного времени у населения средствами научно-практического образования. Это предполагает создание возможностей для занятий научно-техническим творчеством, исследованиями в коллективах учреждений дополнительного образования, по месту жительства и т. д.
  • Выявление и развитие талантливых и одаренных в различных областях науки и техники учащихся. Такая работа требует современной материально-технической базы и квалифицированных педагогических кадров; расширения связей с учреждениями науки, высокотехнологичными производственными предприятиями; создание интегрированных образовательных комплексов, обеспечивающих эффективные траектории профессионального самоопределения таких учащихся на базе ведущих учреждений дополнительного образования детей, лицеев, гимназий.
  • Включение сферы научно-технического творчества учащихся в школах и учреждениях дополнительного образования в непрерывную цепочку социализации, личностного и профессионального роста молодых людей в востребованных экономикой секторах образования и рынка труда

Последние две задачи позволяют говорить о личностном и профессиональном становлении особого контингента талантливых школьников, своеобразной «интеллектуальной элиты» в сфере науки и технологий. Этот контингент мы определяем как учащиеся с высоким интеллектуальным потенциалом, имеющие системные академические знания и мотивированные к продолжению образования в области науки и техники.

Научно-практическое образование позволяет решить следующие задачи:

  • повышение мировоззренческой и технологической культуры детей и молодежи на основе деятельностного освоения знаний и достижений современной научно-технической цивилизации (в том числе для специальных контингентов учащихся – с ограниченными возможностями, детей мигрантов и др.);
  • повышение качества образования на основе развития мотивации учащихся к научно-техническому творчеству и создания условий для практической деятельности с использованием современной материально технической базы под руководством специалистов, владеющих современными технологиями;
  • повышение доступности образования на основе реализации модели непрерывного образования, предполагающего поэтапное включение учащихся в освоение содержания научно-практического образования в различных формах и на разных уровнях (коллективы по месту жительства, летние лагеря, школы, дома творчества, коллективы при вузах, НИИ, предприятиях и др.); дистанционных интерактивных образовательных программ;
  • развитие конвергентного образования, предполагающего интеграцию знаний в разных областях науки и технике на основе реализации междисциплинарных проектов.

4. Актуальные направления развития научно-практического образования

Тематический состав и проблематика конкретных образовательных программ в области научно-практического образования вытекает из состава бурно развивающихся и только появляющихся направлений науки и техники. Стратегией экономического развития страны предусмотрено приоритетное развитие ряда направлений (технологических платформ), перечень которых утвержден Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям (протокол №2 от 01 апреля 2011 г.) , «Под технологической платформой принято понимать коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития» .

В этих направлениях количество рабочих мест в ближайшие годы будет расти, в спрос на компетентные кадры повышаться. Среди перспективных направлений развития современной науки и техники, в рамках которых возможно вести практическое профильное обучение и предпрофессиональную подготовку в школах и центрах детского творчества, можно перечислить следующие:

  1. Молекулярная биология, биотехнология, биоинженерия. Изучение биохимических процессов на клеточном уровне. Освоение принципов и методов считывания генетической информации. Актуальность определяется широким развитием генетически-модифицированных продуктов, исследованием перспектив их применения для питания населения Земли; принципов и перспектив использования генетической информации в медицине, пищевых технологиях, криминалистике и других сферах, включая этические стороны проблемы.
  2. Геология, минералогия, геологоразведка. Изучение принципов образования горных пород и минералов, географии расположения различных месторождений, методов геологической разведки и поиска полезных ископаемых. Актуальность определяется снижением объема геологоразведочных работ в России за последние 15 лет, что привело к значительному сокращению срока выработки известных месторождений. Для развития добывающей промышленности необходимы эффективная разработка разведанных запасов, внедрение технологий рационального использования отходов горнодобывающей и горнообогатительной промышленности, геологоразведочные работы силами специалистов, владеющих современными методами, знаниями в области генезиса горных пород и минералов.
  3. Материаловедение, нанотехнологии. Изучение свойств различных материалов, принципов создания композитных материалов с неизвестными ранее свойствами (например, наноматериалов, высокотемпературных сверхпроводников и др.). Актуальность определяется необходимостью создания отечественных материалов с перспективными технологическими свойствами, создания собственной элементной базы, создания полных циклов высокотехнологичных производств.
  4. Фармакология и медицина. Изучение методов создания современных лекарственных препаратов (в том числе основанных на методах биотехнологий). Актуальность определяется необходимостью воссоздания в России отрасли по производству компонентов лекарственных средств, разработки и производства новых отечественных лекарственных средств последнего поколения, создания базы фармакологической независимости России.
  5. Техническое моделирование, конструирование. Изучение свойств различных материалов, овладение способами работы с ними. Изучение путей использования материалов в технических приспособлениях и устройствах. Разработка и создание действующих моделей технических устройств. Актуальность определяется необходимостью развития высокотехнологичных промышленных производств, отечественных пилотных разработок в наиболее перспективных направлениях промышленности и технологий, что может обеспечить превращению России в ведущую экономическую державу.
  6. Информационно-коммуникационные технологии, программирование. Изучение принципов применения программных продуктов в науке, технике, на производстве и в быту, освоение принципов создания новых алгоритмов программирования и развития коммуникационных сетей. Актуальность определяется необходимостью развития собственного программного и коммуникационного обеспечения отечественной экономики, в частности, ее отраслей, связанных с авиакосмическими технологиями.
  7. Глобальная экология и устойчивое развитие, сохранение биоразнообразия. Изучение экологии как науки о взаимодействии компонентов природных систем, биоразнообразия как главного механизма устойчивости экосистем на Земле, влияния деятельности человечества на устойчивость. Актуальность определяется необходимостью экологического воспитания населения с целью выработки норм природосообразного поведения и уменьшении нагрузки населения на экосистемы; формирования экологических императивов у государственных деятелей, политиков, представителей бизнеса с целью повышения экологической культуры производственной деятельности и принятия управленческих решений, направленных на максимальное природосбережение.
  8. Экологические и природосообразные технологии, энергосбережение. Изучение и практическая разработка принципов экономичного природопользования; объектов и приспособлений, направленных на реализацию энергосберегающих и природосообразных технологий. Актуальность определяется тем, что энергосберегающие и природосообразные технологии организации быта и производства являются сейчас наиболее востребованными; поставлена задача создания замкнутых циклов производства, обеспечения жилья человека.
  9. Космические технологии. Изучение основных направлений в создании новых материалов и разработке технических решений для эксплуатации в условиях космоса. Моделирование и конструирование устройств и макетов. Актуальность определяется необходимостью сохранения приоритета России в целом ряде направлений создания и эксплуатации ракетно-космической техники, разработки перспективных программ освоения Космоса.
  10. Культурология и межкультурная коммуникация (по Е.И.Анисимовой [1]). Направление основано на транскультурной модели и предполагает освоение основных закономерностей исторического процесса, изучение разных типов культур и их проявлений, освоение навыков межкультурной коммуникации. Актуальность определяется необходимостью воспитания особого мировоззрения, в рамках которого иная культура, традиция, цивилизация, рассматриваются не как препятствие, нуждающееся в приведении к общему знаменателю, а как вполне самостоятельный субъект или явление, с которым нужно вступать в диалог, в интеллектуальное и культурное взаимодействие.
  11. Искусствознание и научные методы в искусстве. Предполагает освоение научного метода познания культурных явлений, анализа и сопоставления художественных образов; получение представлений о классификации жанров, различных школ в искусстве. Актуальность определяется необходимостью получения системных представлений о видах и возможностях разных жанров искусств, освоения методов и приемов прочтения культурных текстов; представлений о границах применения научного метода и принципах его взаимодействия с образным мышлением.
  12. Психология и антропология. Предполагает изучение основных составляющих феномена человека, особенностей его жизни в обществе; рассмотрение человека (его субъективного мира и уклада жизни) в контексте традиционной и городской культур; развитие умений общаться с людьми разных социальных групп, возрастов, мировоззрений, культур, расширение мировоззрения, развитие самостоятельности в постановке задач, нахождения путей их решения. Актуальность определяется необходимостью выработки эффективных средств адаптации людей к современной динамичной поликультурной социальной среде, возрастающим информационным потокам, увеличивающейся плотности коммуникации.

Перечень направлений может быть расширен каждым участников программы при условии обоснования актуальности и значимости предлагаемого направления.

5. Система межведомственного взаимодействия в области научно-практического образования

Эффективность научно-практического образования определяется широким межведомственным взаимодействием с самыми различными научными организациями, вузами, предприятиями, общественными организациями. Партнерские программы обеспечивают включение учащихся, будущих специалистов, в социокультурное пространство города, страны, обеспечивают механизмы межведомственного, межрегионального и международного сотрудничества, ресурсное насыщение образовательной среды, вовлечение необходимых кадров; непрерывность образования на промежутке школа-вуз; создание продуктивных траекторий профессионализации и карьерного роста в области науки и техники.

В лицеях, учреждениях дополнительного образования, реализующих программы научно-практического образования, перспективно открытие новых образовательных программ, соответствующих новым, актуальным направлениям подготовке в вузах и востребованным специальностям на рынке труда. В рамках программы решается важнейшая задача – связать желания школьника – абитуриента, схему набора студентов в профильный вуз и возможности будущего потенциального работодателя.

Из сказанного вытекают главные задачи в создании системы непрерывного научно-практического образования, ориентированного на работодателя:

  • мотивация школьников в области научно-практического образования с помощью дальнейшего развития сети учебных групп, клубов, интерактивных площадок, индивидуального тьюторского сопровождения талантливых учащихся как на базе учреждений дополнительного образования (с привлечением специалистов из науки), так и на базе вузов и научных учреждений;
  • создание системы адресного сопровождения со стороны потенциального работодателя хорошо зарекомендовавших себя студентов при обучении в вузе (включая создание специализированных отделений вузов, ориентированных на конкретное предприятие);
  • создание на базе вузов, НИИ и предприятий специальных учебно-научных подразделений (возможно, объединенных территориально и юридически в специальные тематические центры и подчиненные Департаменту образования), организующих работу студентов и школьников на материально-технической базе и с привлечением специалистов этих организаций; УНЦ может быть структурным подразделением соответствующего учреждения, входить в его штатную структуру и финансироваться им;
  • увеличение целевой группы привлекательных для молодежи рабочих мест в организациях и на предприятиях научно-технического профиля.

Это предполагает согласование интересов и координацию содержательной кооперации следующих субъектов научно-технической деятельности:

  • состоявшиеся, узнаваемые в обществе ученые, инженеры, достигшие ведущих в своих сферах позиций, за которыми стоят соответствующие профессиональные сообщества, заинтересованные в развитии собственных научных школ;
  • ведущие, успешные отраслевые научные и производственные учреждения, заинтересованные в притоке молодых талантливых, хорошо подготовленных (компетентных) кадров;
  • образовательные учреждения, заинтересованные в целевом привлечении мотивированного контингента учащихся, для которых они открывают перспективы профессиональной деятельности, ведут профильное обучение и ориентируют на конкретную специальность;
  • вузы, заинтересованные в привлечении наиболее способных и мотивированных к учебе абитуриентов и их последующем успешном трудоустройстве.

Согласование этих интересов в разных предметно-тематических областях могут выполнять специализированные образовательные площадки на базе учреждений дополнительного образования детей – Центры развития образования в инновационных направлениях науки и техники.

Центры должны стать площадкой для согласования обозначенных интересов. Таким образом возникает заинтересованность в сотрудничестве с Центром у перечисленных сторон, поскольку его коллектив профессионально удовлетворяет их потребности по обеспечению человеческими ресурсами основной деятельности. Центр становится главным организатором модели востребованных со стороны организаций и населения форм образовательной деятельности, главным «распорядителем кредитов» и «держателем акций» этой совместной работы.

Результатом становится создание «авторской молодежной научной школы (академии)», интегрирующей ресурсы разных организаций и эффективно удовлетворяющей запросы всех участников.

Центр (образовательная площадка) реализует следующие функции:

  • организационное и методическое сопровождение учебных групп и профильных классов, работающих на базе общеобразовательных учреждений;
  • разработка и реализация на своей базе образовательных программ, соответствующих возрасту и уровню учащихся, основанных на профессиональных методиках; привлечение к обучению по этим программам наиболее способных учащихся из общеобразовательных учреждений;
  • выявление талантливых учащихся, их подготовка по программам индивидуальной предпрофессиональной подготовки;
  • построение индивидуальных траекторий профессионального развития наиболее талантливых учащихся путем вовлечения в работу профильной организации; их психолого-педагогическое сопровождение, включая разработку индивидуальных образовательных программ и учебных планов;
  • организация и проведение массовых конкурсных мероприятий (конференций, фестивалей, соревнований и т. д.) с функциями: промежуточной и итоговой аттестации учащихся по достижениям; знакомства учащихся с профессиональным экспертным сообществом; «ярмарки талантов», на которых представители вузов и профильных организаций приглашают перспективных учащихся к различным формам сотрудничества;
  • информационное освещение деятельности, включая координацию работы СМИ и предоставление официальной информации в органы власти и местного самоуправления.

6. Оценка эффективности и качества научно-практического образования

Оценка эффективности и качества производится на основе критериев московского стандарта качества образования и определяется следующими параметрами: познавательная мотивация; ориентация на приобретение востребованных экономикой города профессий; социальная активность; информационная мобильность и др.

В целом можно остановиться на четырех основных группах диагностических процедур:

  1. Анкетирование. В его ходя учащийся должен (в соответствии с возрастом и уровнем программы) обоснованно ответить: а почему и зачем он занимается именно этим и именно в этой группе (например, программирования или авиамоделирования), а не в какой-то другой. Что лично он хочет получить (своими словами, на уровне своих возрастных потребностей) в результате своих занятий. Осмысленность ответа оценивается экспертным путем.
  2. Проектирование и реализация собственного портфолио развития. Такой портфолио не является формальным сборником всех случайных и неслучайных наград учащегося, в нем учитель и ученик совместно создают проект личностного роста ученика и его фиксации в документах. В этом случае учитель, хорошо зная конкретного ученика, контролирует соответствие представляемых в портфолио материалов реальному положению дел. Учитель и ученик выстраивают логику портфолио при движении от простых работ к сложным; преемственность в развитии тематики и ее связи с общеобразовательными дисциплинами.
  3. Психологическое тестирование по одной из методик определения уровня мотивационно-личностного развития учащихся.
  4. Включенное педагогическое наблюдение педагога, позволяющее выявить личностный рост учащегося в промежуток между началом и концом образовательной программы.

Для повседневной практики можно предложить следующие косвенные, но более простые и понятные способы диагностики результативности, которые не требуют специальной квалификации педагога и проведения им особой работы:

  1. Выполнение каждым учащимся исследовательской работы (или процент учащихся в учебной группе, выполнивших работу), удовлетворяющей требованиям к характеру, этапам и структуре исследовательской работы. Эти требования хорошо разработаны и приводятся во многих образовательных программах и условиях конференций. Исследовательская работа (проект), позволяет получить в процессе экспериментирования количественные данные, которые потом можно проанализировать и практически применить. Этапы:
    • выбор конкретного объекта, определение проблемы;
    • изучение литературы;
    • выработка гипотезы (предположения);
    • разработка эксперимента;
    • сравнение гипотезы с результатами эксперимента;
    • формулировка выводов, основанных на экспериментальных данных;
    • подготовка доклада и презентации;
    • обсуждение результатов с профессиональными учеными;
    • постановка новых задач, которые могут появиться в результате дискуссии.
  2. Результативность участия учащихся в конференциях и конкурсах различного уровня (высшее достижение автора самой качественной работы, процент учащихся, участвующих во внешних конкурсах и конференциях; процент результативного участия).
  3. Оценка уровня мотивации к освоению программы и выполнению самостоятельной исследовательской работы. Косвенно и наиболее просто может быть оценена по посещаемости занятий учебной группы учащимися.
  4. Экспертная оценка педагогом степени самостоятельности при планировании и выполнении работы каждым учащимся; умения самостоятельно выделять проблемы ставить задачи, планировать средства и достигать осмысленного результата.

Этот параметр наиболее субъективен, но вместе с тем для педагога, владеющего методикой образовательной работы средствами исследовательской деятельности не представляет особого труда. Для технологичности такой экспертной оценки могут быть созданы (и создаются) специальные диагностические листы.

7. Структура работы площадки

Цель работы площадки – повышение качества общего образования в области научно-технических дисциплин в результате становления системы научно-практического образования.

Направления работы – создание тематических образовательных кластеров, соответствующих приоритетным направлениям развития высокотехнологичной экономики, определенных в Перечне технологических платформ, а также в актуальных областях гуманитарных наук.

Цель образовательного учреждения (Центра развития образования в инновационных направлениях науки и техники) – разработка одного из кластеров путем создания насыщенной образовательной среды (на основе концепции компонентов образовательной среды), определяемой педагогическими кадрами, программно-методическим обеспечением, современной материально-технической базой, преемственной системой мероприятий; выстраивание системы межведомственного взаимодействия с вузами, научными центрами, предприятиями в целях насыщения образовательной среды; а также сети школ, работающих по данной проблематике.

Результат:

  • выполнение учащимися качественных исследовательских и проектных работ, занимающих ведущие места в своей области на всероссийских и международных конкурсах и конференциях; 
  • функционирование в рамках кластеров образовательных сетей на базе нескольких образовательных учреждений, дающих результаты (победы на конференциях, поступление учащихся в вузы); 
  • создание программно-методического обеспечения в рамках каждого кластера; 
  • создание популяризационных тематических площадок (техноград, ноопарк и др.);

Каждое учреждение, участвующее в программе, разрабатывает паспорт образовательного кластера по следующей структуре:

Название_________________________________________________________________
Соответствующая кластеру технологическая платформа (если в НТТ)______________
Образовательная программа_________________________________________________
Учреждения-партнеры (вузы, НИИ, предприятия и др.)__________________________
Координаторы и научные руководители со стороны партнеров____________________
Образовательные учреждения – партнеры (сеть)________________________________
Возраст учащихся__________________________________________________________
Материальная база_________________________________________________________
Педагоги, их квалификация_________________________________________________
Результат работы учащихся (проект, исследовательская работа и др., тематика)_____
Базовые конференции и конкурсы____________________________________________
Краткая аннотация кластера_________________________________________________

8. Ожидаемые результаты и целевые показатели работы площадки:

Ожидаемые результаты:

  • Разработка и реализация московского стандарта качества образования в области научно-технических дисциплин. 
  • Эффективно действующая подпрограмма научно-практического образования на уровне образовательной системы Москвы. 
  • Устойчивое повышение численности контингента талантливых учащихся, желающих получить высшее образование в области естественнонаучных и технических специальностей. 
  • Повышение технологической грамотности московской молодежи. 
  • Повышение количества учителей и педагогов, владеющих методиками организации исследовательской деятельности учащихся. 
  • Повышение количества инфраструктурных образовательных программ и проектов, интегрирующих ресурсы общеобразовательных учреждений, вузов, научных учреждений, общественных организаций и др. 
  • Повышение обеспеченности научно-практического образования современными средствами информационно-коммуникационных технологий. 
  • Вовлечение в систему научно-практического образования профессиональных общественных организаций, с целью повышения роли общественно-государственной координации программ и мероприятий в области научно-практического образования. 
  • Разработка механизмов эффективного финансирования образовательных программ в области научно-практического образования.

Целевые показатели:

  • Не менее 50 образовательных учреждений, формирующих свои проекты развития на основе проектно-исследовательской деятельности учащихся, реализующих подпрограммы, повышающих инициативность и перспективы профессионального роста педагогических работников и управленческого персонала в этой области; 
  • Укрепление партнерских отношений с вузами, научными учреждениями, госкорпорациями, общественными организациями на основе совместных проектов и программ – не менее 20; 
  • Разработка взаимовыгодных проектов развития научно-практического образования с учреждениями и организациями не менее, чем в 50 субъектах РФ; 
  • Установление партнерских отношений с более чем 30 зарубежными общественными организациями, реализующими программы поддержки научно-технического творчества, профильными школами и центрами, осуществляющими научное образование школьников, реализация не менее 50 содержательных проектов ежегодно; 
  • Вовлеченность московских школьников в исследовательские и проектных конференции, выставки межшкольного, окружного, городского, межрегионального и всероссийского уровней – не менее 10000; 
  • Владение школьных учителей методиками руководства исследовательскими проектами – не менее 500.

Перечень образовательных кластеров, сформированных в МГДД(Ю)Т и образовательных учреждениях-партнерах.

  • Биотехнология. 
  • Робототехника. 
  • Программирование. 
  • Органическая химия. 
  • Эксперимент в Космосе. 
  • Традиционная культура. 
  • Визуальная антропология. 
  • Культурология.